композитор
София Губайдулина окончила Казанскую консерваторию в 1954
году. По ее окончании в течение девяти лет продолжала обучение у Н. Пейко и
В. Шебалина в Московской консерватории. Композитору, выбравшему путь
независимого свободного художника, было трудно работать на советском и
постсоветском пространстве, поэтому в 1992 году Губайдулина эмигрировала в
Германию, где живет и по сей день. Благодаря Г. Кремеру, активно исполнявшему
ее скрипичный концерт «Offertorium» в
80-х годах, ее имя уже было известно европейскому слушателю. Член Берлинской
академии искусств С. Губайдулина награждена французским орденом «За заслуги», Императорской
премией (Япония), премией Polar Music (Стокгольм), «Золотой лев» музыкального фестиваля
Венеции, а также международной наградой BBVA Foundation (Испания). В творчестве
80-х прослеживается влияние чисел и их закономерностей, что играет важную роль
в организации ритма и формы сочинений. Немаловажную роль в творчестве
композитора играет происхождение – синтез Востока и Запада находит отражение в
ее творчестве, однако его базовой составляющей стали постулаты христианства, а процесс
сочинения трактуется композитором как таинство. Часто создается впечатление,
что ее музыка рождается из полной тишины, с почти баховским соотношением
интеллекта и эмоций. Свою дилогию «Страсти по Иоанну» и «Пасха по Иоанну», где
противопоставляются отрывки из Евангелия и Апокалипсиса, Губайдулина описала
как «смелый теологический опыт» и обозначила как «opussummum» - кульминация творчества.